Главная Музыкальная история Российские композиторы Исполнители и композиторы Опера и оперные певцы Зарубежные композиторы Интересное о классической музыке Великие композиторы Музыкальный инструмент Начинающим музыкантам Карта сайта Написать нам

Борис Иоффе - К вoпрoсу «oсвoeния чужoгo» в музыкe; прeдлoжeниe клaссификaции музыкaльных цитaт.

Аналогичное значение имеет и шубертовская песня «Форель», задуманная (и воспринятая соответствующим слушательским кругом) как символ личной свободы в эпоху реакции. Я думаю, что использование этой песни в Квинтете напрямую связано с этим ее значением, т. е. В данном случае – это цитата целевая. Менее однозначным мне представляется использование материала песни «Смерть и девушка» в квартете: оригинал – это песня-сцена, диалог, а в квартете использована только «тема смерти» - постороенная на шубертовском «мотиве-архетипе» и достаточно определенно наделенная «смертельной семантикой» и без прямой отсылки к тексту песни. Тут, может быть, скорее даже какая-то общая шубертовская «идея фикс», воплощенная в целом множестве вариантов.

Также – и даже намногo более определенно - примером текстовой цитаты будет использование песни «Sei mir gegrüßt» в скрипичной Фантазии; в контексте Фантазии эта мелодия получает совершенно особый мистический колорит, независимый от текста песни.

А вот с «Сухими цветами» получается, по-моему, наоборот: вне контекста всего цикла «Мельничихи», в котором эта песня к тому же вообще играет роль центра, - и в «отрыве от текста» - музыка несколько теряет свою невероятную мистическую, пророческую силу, заставляющую слушателя самого буквально пережить воскресение из мертвых...


Другие статьи по теме:

- Борис Иоффе - К вoпрoсу «oсвoeния чужoгo» в музыкe; прeдлoжeниe клaссификaции музыкaльных цитaт.

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

 
Oboe.ru с прискорбием сообщает, что сегодня скончался выдающийся и знаменитый, старейший российский педагог-гобоист, академик Российской Академии Музыки им. Гнесиных Иван Фёдорович Пушечников.
Знаменитая оперная дива Анна Нетребко и уругвайский баритон Эрвин Шротт, которые не раз объявляли о своем намерении связать себя узами браками, похоже, решили не устраивать свадебной церемонии.
Вчера его представили музыкантам. Место руководителя оркестра занял 43-летний Константин Владимирович Борков.
Rambler's Top100