Главная Музыкальная история Российские композиторы Исполнители и композиторы Опера и оперные певцы Зарубежные композиторы Интересное о классической музыке Великие композиторы Музыкальный инструмент Начинающим музыкантам Карта сайта Написать нам

Борис Иоффе - К вoпрoсу «oсвoeния чужoгo» в музыкe; прeдлoжeниe клaссификaции музыкaльных цитaт.

Когда при обращении к тому или иному жанру (а часто это бывает уже бессознательным) преобладает колорит своего, а когда – чужого? Например, Гавот из «Классической» Прокофьева, на мой взгляд, - скорее, стилизация (ведь чтобы можно было говорить о цитате, нужен определенный фрагмент чужого в заданном контексте – в данном же случае вся пьеса пишется «как цитата»), а «сарабандность», характерная для многих произведений Шостаковича – уже интегрированный элемент его стиля; в тоже время, скажем, скерцо из Пятой его симфонии – целый «калейдоскоп» разнообразных цитат, в которых именно жанровая «несогласованность» выходит на первый план.

Как правило, все же, элементы жанровые и стилевые соседствуют в одном фрагменте, достаточно вспомниить почти любые примеры жанровых, бытовых, фольклорных и т. п. «включений» в опере 19-20-ого веков.

5. Скрытые цитаты - такие, которые существенное значение имеют в первую очередь для автора, исполнителя или исследователя, - человека, не просто один или несколько раз слушающего произведение, но – погружающегося в него, как в некий мир. У Баха часты такие незаметные на первый взгляд ременисценции, - тема до-мажорной инвенции, например, «спрятана» в до-мажорной фуге из первого тома ХТК, материал сибемоль-минорной прелюдии и си минорной фуги из 1-ого тома «отражается» в соответствующих пьесах из 2-ого; некоторые мелодии контрапунктов в Искусстве фуги неожиданно «выныривают» в других фугах... Иногда невозможно (или нужно затевать какое-то особое специальное исследование) установить, насколько намеренной – насколько случайной - оказывается такая цитата. Четырехнотная тема финала «Юпитера» (сама по себе уже – образец «освоения чужого»), например – встречается у Моцарта по меньшей мере еще трижды: в Симфонии К.319, в скрипичной сонате К.481, и в одной ранней мессе, - в которой, к тому же, на этот мотив распевается: «Кредо, кредо»...есть ли основания наделять поэтому этот мотив определенной религиозной семантикой?

Или такой пример: один замечательный знаток музыки Шостаковича указал мне на то, что в финале Альтовой сонаты "спрятаны" начала ВСЕХ симфоний Шостаковича – несколько первых нот - (при том, что на слух однозначно и явственно воспринимается только тема из 14-ой, - и на это есть свои причины, по-видимому). Вернувшись к 15-ой, вспомним заканчивающую ее цитату из 4-ой. Знание первоисточника здесь не является «принципиально необходимым» для восприятия этой коды, - но, конечно, добавляет многое, особенно в контексте с другими цитатами в этой симфонии.

Или – «зашифрованные» дружеские/любовные послания, как часто у Шумана – с темами Клары или Мендельсона.

Примеры буквенной и числовой символики, непревзойденными мастерами «шифрования» которой были Бах, Берг, Шостакович и другие композиторы, наверное, уже выходят за пределы этого «класса» - и всего рассмотрения цитат в целом.

Этот случай освоения чужого относится к территории, предоставляющей широкие возможности для дальнейшего исследования.


Другие статьи по теме:

- Борис Иоффе - К вoпрoсу «oсвoeния чужoгo» в музыкe; прeдлoжeниe клaссификaции музыкaльных цитaт.

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

 
Oboe.ru с прискорбием сообщает, что сегодня скончался выдающийся и знаменитый, старейший российский педагог-гобоист, академик Российской Академии Музыки им. Гнесиных Иван Фёдорович Пушечников.
Знаменитая оперная дива Анна Нетребко и уругвайский баритон Эрвин Шротт, которые не раз объявляли о своем намерении связать себя узами браками, похоже, решили не устраивать свадебной церемонии.
Вчера его представили музыкантам. Место руководителя оркестра занял 43-летний Константин Владимирович Борков.
Rambler's Top100