Главная Музыкальная история Российские композиторы Исполнители и композиторы Опера и оперные певцы Зарубежные композиторы Интересное о классической музыке Великие композиторы Музыкальный инструмент Начинающим музыкантам Карта сайта Написать нам

Борис Иоффе - К вoпрoсу «oсвoeния чужoгo» в музыкe; прeдлoжeниe клaссификaции музыкaльных цитaт.

Анализ всевозможных комбинаций и смысловых оттенков приемов цитирования особенно актуален, сложен и увлекателен для музыки прошлого века, когда исключительно усложнился контрапункт разных подходов к прошлому: и – «продолжение» его, и «переоткрытие» его, и диалог, переосмысление его, - и рефлексия по поводу всех этих разных возможностей... Начиная с Малера, цитирование – всех перечисленных «образцов» - неоднократно оказывается одним из центральных моментов эстетики того или иного композитора. Возможно и создание нового текста целиком на основе данного («Пульчинелла»), и «сплетение» его из многочисленных разрозненных фрагментов (Стравинский, Циммерман, Берио, Шнитке и др.); о центральной роли цитирования в эстетике постмодернизма в целом и говорить не приходится.

Если при анализе этих явлений (что выходит, конечно, уже за рамки данного эссе) пользоваться предложенным мной подходом ориентации анализа на восприятие, то с одной стороны – есть опaсность некоторой неопределенности, «перехлеста» разных трактовок той или иной цитаты, но с другой – мы имеем возможность ближе подойти к сущности художественного восприятия, активно и творчески учавствующего в воссоздании смысла произведеня. Т. е. - интенсивное художественное восприятие возможно, наверное, и в случае полной неспособности иного слушателя вообще отметить само наличие цитат, и, конечно, при разной степени его подготовленности (способности проинтерпретировать употребление цитат). И хотя это не первый взгляд противоречит немерениям композитора, - без определенного риска полного или частичного «misreading»`а – «ошибочного, лпжнoгo прочтения» - немыслимо искусство вообще.

Насколько «живучими» окажутся построенные на цитировании произведения (и какие приемы цитирования окажутся «живучее» других) покажет будущее – останутся ли такие произведения привлекательными для все менее и менее «подготовленной», все дальше отходящей от «культурного контекста» филармонической публики? Или, может быть, публика эта, наоборот, начнет постепенно увлекаться восстановлением утраченных значений, - так что, пoжaлуй, и класс «скрытых цитат» исчезнет сам по себе?

Мы видим, что предлагаемый мной подход учитывает динамику отношений художественного текста и слушательской аудитории; та или иная цитата, в зависимости от конкретного культурного контекста – или даже от восприятия отдельного слушателя – может менять свой «статус», превращаясь из «целевой» в «текстовую» или даже «стилевую» - или, возможно, и наоборот. Тем не менее это нисколько не уменьшает, мне кажется, плодотворность такой классификации: она предоставляет возможности для более дифференцированного семантического анализа музыки.


Другие статьи по теме:

- Борис Иоффе - К вoпрoсу «oсвoeния чужoгo» в музыкe; прeдлoжeниe клaссификaции музыкaльных цитaт.

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

 
Oboe.ru с прискорбием сообщает, что сегодня скончался выдающийся и знаменитый, старейший российский педагог-гобоист, академик Российской Академии Музыки им. Гнесиных Иван Фёдорович Пушечников.
Знаменитая оперная дива Анна Нетребко и уругвайский баритон Эрвин Шротт, которые не раз объявляли о своем намерении связать себя узами браками, похоже, решили не устраивать свадебной церемонии.
Вчера его представили музыкантам. Место руководителя оркестра занял 43-летний Константин Владимирович Борков.
Rambler's Top100