Главная Музыкальная история Российские композиторы Исполнители и композиторы Опера и оперные певцы Зарубежные композиторы Интересное о классической музыке Великие композиторы Музыкальный инструмент Начинающим музыкантам Карта сайта Написать нам

ДРАМА - ОПЕРА – РОМАН

Европейскую культуру Нового времени во многом определяли, влияя на менталитет и психологию людей разных стран и разных поколений, три феномена: драма, роман и опера (в ХХ веке появились и другие источники воздействия на умы и души, например, кино, однако о них мы говорить не будем). Этот очерк посвящен взаимопереплетениям и взаимовлияниям трех названных явлений, которые мы для удобства будем именовать просто жанрами - а также анализу их сущностных различий, важных для понимания роли каждого из них в культуре. В центре нашего внимания останется, конечно же, опера, хотя рассуждения о ее природе неизбежно уведут нас от чисто музыковедческой проблематики.

К.Дальхауз в своем исследовании “Драматургия итальянской оперы” утверждал: “Если исходить из того, что опера возникла синхронно с драмой Нового времени, драмой Шекспира и Расина, и в историческом смысле ее формы принадлежат к данному контексту, то ясно, что в очерке драматургии оперы следует ориентироваться на пьесу ХУ11 - Х1Х веков, а не на античную трагедию или средневековую мистерию”. Согласно Дальхаузу, новоевропейская драма это 1) сценически представленное, 2) разворачивающееся между людьми действие, 3) которое прежде всего проявляется в языковой сфере и части которого 4) составляют целенаправленное смысловое и мотивационное единство[1]

Фактически Дальхауз полемизировал в своих постулатах с “мистериальной” теорией происхождения оперы, аргументированно изложенной в книге Р.Донингтона (хотя нигде не упоминал его имени)[2] . В этой полемике мы склонны разделять точку зрения Донингтона, подробно проследившего влияние неоплатонической философии Ренессанса и топосов орфического мифа на музыкальную драму флорентийцев и на всю оперу ХУ11 века, включая Монтеверди, Перселла и Люлли. Однако и позиция Дальхауза заслуживает внимания, тем более, что сам ученый счел необходимым сделать ряд симптоматичных оговорок. Он предупредил, в частности, что все четыре перечисленных им компонента присутствуют лишь в драме Нового времени (не ХХ века; авангардный театр может обходиться без фабулы, текста и даже без сценического пространства).


Другие статьи по теме:

- ДРАМА - ОПЕРА – РОМАН
- Альва, Луиджи
- Басков, Николай Викторович
- Дель Монако, Марио
- Богачёв, Владимир Вячеславович

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

 
Oboe.ru с прискорбием сообщает, что сегодня скончался выдающийся и знаменитый, старейший российский педагог-гобоист, академик Российской Академии Музыки им. Гнесиных Иван Фёдорович Пушечников.
Знаменитая оперная дива Анна Нетребко и уругвайский баритон Эрвин Шротт, которые не раз объявляли о своем намерении связать себя узами браками, похоже, решили не устраивать свадебной церемонии.
Вчера его представили музыкантам. Место руководителя оркестра занял 43-летний Константин Владимирович Борков.
Rambler's Top100