Главная Музыкальная история Российские композиторы Исполнители и композиторы Опера и оперные певцы Зарубежные композиторы Интересное о классической музыке Великие композиторы Музыкальный инструмент Начинающим музыкантам Карта сайта Написать нам

ДРАМА - ОПЕРА – РОМАН

В ХVII веке прозаический роман сделался влиятельным литературным жанром, объединившим в себе черты и античного романа (развлекательность, невероятные приключения, ряд конкретных сюжетных мотивов), и средневекового куртуазного романа, и героических эпических поэм, и рыцарского романа, и плутовского романа, и даже совсем иных жанров - записок путешественников, ученых трактатов и т.д. А.В.Михайлов писал о том, что для читателя более поздних эпох барочные романы выглядели как “сошедшие с ума энциклопедии”[10] : книга уподоблялась всему миру, а ее автор - Творцу всего сущего. Отсюда - невероятный гигантизм объемов (тысячи страниц и десятки томов), невероятное количество героев, в которых легко запутаться без составления соответствующих таблиц и указателей; “многократная мультипликация”(выражение Михайлова) времени, места и действия; изобилие всяческих сведений, не имеющих прямого отношения к рассказу, и т.д. Здесь эпическое мышление пересекается со специфически романным, и притом с барочным, впитавшим в себя вкус ко всеядной учености (полигисторству) и к живописно-театральной репрезентативности. Коль скоро книга-сочинение уподобляется миру, а мир мыслится сотворенным раз и навсегда, хотя и бесконечно разнообразным, то все люди и вещи взаимосвязаны и могут замещать друг друга, не меняя своих самых сущностных свойств: так, герои попадают в невероятные ситуации, рядятся в разные платья и выступают в разных ролях, но внутренне остаются теми же - характеры их уже заданы и судьбы предопределены. Ни автор, ни герой такого произведения не озабочены проблемой осознания своего “я”. Шекспировская фраза “весь мир - театр, и люди в нем актеры” очень точно формулирует это барочное свойство воспринимать внутреннее как внешнее, предстающее перед взором зрителя (или Творца). А поскольку мир, в конечном счете, прекрасен и целесообразно устроен, в произведении, созданном по его подобию, также царит та великая “конфузия”, “которая должна разрешиться в столь же великую окончательную гармонию всего”(еще раз процитируем Михайлова)[11].

Эпическое, ученое, театральное... В парадоксальном сочетании этих компонентов ощущается что-то знакомое, напоминающее нам не только о поэтике барочного романа, но и о поэтике барочной музыкальной драмы.

Даже то латинское слово, которым время от времени стали называть музыкальную драму с 1640-х годов и которое затем сделалось общим названием жанра - opera, то есть “труды” - отражает вышеописанную многосоставность, многослойность и многолюдность музыкально-драматического целого, никак не сводимого к понятию единичного “опуса”. В опере вплоть до ХIХ века не действовало установившееся в музыкальном творчестве отношение к опусу как к законченному произведению с четко зафиксированным авторским текстом. Подобно эпосу, опера менялась от спектакля к спектаклю. Подвижными были все компоненты: либретто перекраивалось в зависимости от ситуации и запросов публики; музыкальные номера то вставлялись, то изымались, то сокращались, то удлинялись; вокальные партии украшались каденциями или, наоборот, облегчались; вносились коррективы в инструментовку - не говоря уже о том, что обновлялась вся зрелищная сторона. Более того, как мы знаем, вставки и переделки могли вовсе не принадлежать первоначальным авторам, композитору и либреттисту, и даже ныне вмешиваться в авторский текст оперы не считается абсолютно недопустимым, а уж в ХVII - ХVIII веках это было просто обычной практикой, ни у кого не вызывавшей протестов. Однако ощущение целого при этом, как ни странно, не утрачивалось. Опера не могла быть такой же всеохватно-безразмерной, как барочный роман, но все же включала в себя настолько много элементов, что пропуск или изменение некоторых из них не были в состоянии разрушить всю систему.


Другие статьи по теме:

- ДРАМА - ОПЕРА – РОМАН
- Вильясон, Роландо
- Блейк, Роквелл
- Аббасов, Азат Зиннатович
- Александрович, Михаил Давидович

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

 
Oboe.ru с прискорбием сообщает, что сегодня скончался выдающийся и знаменитый, старейший российский педагог-гобоист, академик Российской Академии Музыки им. Гнесиных Иван Фёдорович Пушечников.
Знаменитая оперная дива Анна Нетребко и уругвайский баритон Эрвин Шротт, которые не раз объявляли о своем намерении связать себя узами браками, похоже, решили не устраивать свадебной церемонии.
Вчера его представили музыкантам. Место руководителя оркестра занял 43-летний Константин Владимирович Борков.
Rambler's Top100