Главная Музыкальная история Российские композиторы Исполнители и композиторы Опера и оперные певцы Зарубежные композиторы Интересное о классической музыке Великие композиторы Музыкальный инструмент Начинающим музыкантам Карта сайта Написать нам

ДРАМА - ОПЕРА – РОМАН

Область, в которой соединялись драматическое, романно-эпическое и собственно музыкальное начало - это либретто, словесный текст оперы. Либреттисты ХVII - ХVIII веков считали себя в первую очередь драматургами и иногда совершенно справедливо. Но показательно, каким модификациям подверглась классицистская драма под пером Ф. Кино или П.Метастазио. У Кино (сотрудничавшего, как известно, с Люлли) она обросла чисто барочными декоративными “излишествами”: аллегорическими прологами, балетами, фигурами богов и стихий; строгость трагедийных сюжетов смягчилась галантностью речей и поступков персонажей и словно бы размылась в пестроте переживаемых ими приключений. Метастазио, творивший уже в другую эпоху и в другой традиции, свел число элементов своей драматургии к минимуму, но тоже не вполне придерживался классицистских принципов, избегая трагических развязок и склоняясь к лиризму и даже пасторальности, делавшими его поэзию столь любимой музыкантами.

Эти изменения в сфере поэтики сближали оперное либретто с романом, который в ХVII - ХVIII веках обрел множество разных измерений, включая, между прочим, и сакральное, и мифологическое наряду с приключенческим, рыцарским, галантным, пасторальным и т.д. Роман, как и опера, вобрал в себя то, что было отвергнуто более ”чистыми” жанрами (классицистской драмой или поэмой): первозданное ощущение многоцветия мира, где случается всякое, в том числе совершенно невероятное, и где есть место и науке, и мистике, и сказке, и были. В романе было возможно то, что невозможно в драме - и не только по причине ограничений, накладываемых на драму соблюдением правил “трех единств”, но и благодаря различной природе этих жанров. Высокая драма раньше, чем роман, обрела свою рациональную теорию и захотела стать убедительной и правдоподобной; роман дольше оставался развлекательно-завиральным. Иногда утрированная нелепость самого жанра становилась поводом для обыгрывания в нем же - так, безумства рыцарских романов, помноженные на помешательство главного героя, подарили нам философские истины “Дон Кихота”. И эта же иррациональность романного мира словно бы сама просилась на музыку.


Другие статьи по теме:

- Аббасов, Азат Зиннатович
- Видеман, Олег Александрович
- Вартель, Пьер Франсуа
- Вильясон, Роландо
- Варгас, Рамон

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

 
Oboe.ru с прискорбием сообщает, что сегодня скончался выдающийся и знаменитый, старейший российский педагог-гобоист, академик Российской Академии Музыки им. Гнесиных Иван Фёдорович Пушечников.
Знаменитая оперная дива Анна Нетребко и уругвайский баритон Эрвин Шротт, которые не раз объявляли о своем намерении связать себя узами браками, похоже, решили не устраивать свадебной церемонии.
Вчера его представили музыкантам. Место руководителя оркестра занял 43-летний Константин Владимирович Борков.
Rambler's Top100