Главная Музыкальная история Российские композиторы Исполнители и композиторы Опера и оперные певцы Зарубежные композиторы Интересное о классической музыке Великие композиторы Музыкальный инструмент Начинающим музыкантам Карта сайта Написать нам

ДРАМА - ОПЕРА – РОМАН

В истории оперы есть явления, которые по духу и поэтике ближе к современным им тенденциям в жанре романа, нежели в жанре разговорной драмы. Так, раннюю оперу конца ХVI - начала ХVII веков можно, вслед за Донингтоном, трактовать как орфическую мистерию, проникнутую идеями неоплатонизма (Душа, Эрос, Музыка, Смерть и Возрождение), но можно проводить и параллели с популярными тогда романами-пасторалями. Наиболее знамениты из них “Аркадия” Я.Саннадзаро (1502), “Аркадия”Ф.Сиднея (1590) и “Астрея” О. д'Юрфе (1627), под влиянием которых были созданы и другие произведения, “отличавшиеся камерным и интимным содержанием, небольшими размерами и отказом от счастливого завершения любовной интриги”[12]. Можно, вероятно, заметить, что вообще-то более близким прототипом оперных историй об Орфее и Эвридике, о Дафне, об Ацисе и Галатее были собственно итальянские пасторальные представления с музыкой (“Сказание об Орфее” А.Полициано в ХV веке, “Аминта” Т.Тассо и “Верный пастух” Б.Гварини в ХVI-м, породившие целый поток инсценировок и ставшие излюбленными оперными сюжетами в эпоху Барокко). Но это лишь доказывает, насколько тесно все было переплетено, и причина такого переплетения жанров - циркуляция неких общих идей, требовавших своего выражения и переживания. В данном случае за приятным погружением в идеальный мир нимф, селян, пастухов и пастушек могла скрываться не только ностальгия по Золотому веку, но и философическая мысль о красоте и бренности существования, нашедшая зримое выражение в ряде живописных полотен ХVII века на “аркадскую тему”, где среди великолепной природы и цветущих юношей и дев появлялись то гробница, то урна, то череп с многозначительной надписью: “Et in Arcadia ego” (“И в Аркадии я”). Как убедительно доказал Э.Панофски, это “я” относится к Смерти, неумолимо заявляющей о своем присутствии даже в счастливейшем из миров [13]. Разговорная драма все же предпочитала иные сюжеты, в которых смерть представала более резко и величественно. Загадочность, элегическая созерцательность, волнующее сопряжение красоты и хрупкости были скорее подвластны поэзии, живописи и музыке. Пасторальность ранних музыкальных драм проистекает из этого же источника.

Роман и оперу пасторального наклонения объединяет еще одна черта: отсутствие или крайняя незначительность политических и государственнических мотивов, столь характерных для театральной драмы. Вся коллизия в классицистских трагедиях чаще всего заключается в столкновении личного чувства человека с его долгом монарха, полководца или верноподданного. Роман и опера, наоборот, сосредоточены на личном, а государство здесь ни при чем. Личное может принимать здесь вид и мистического опыта (орфические сюжеты), и частной истории чьей-то любви, и захватывающего приключения. Сверхидея новоевропейской драмы, от Шекспира и Расина до наших дней, зачастую выводит нас на историко-философские обобщения и политические параллели; сверхидея романа и оперы, наоборот, обращена к исследованию человека “изнутри”, а мира - “извне”.


Другие статьи по теме:

- Виндгассен, Вольфганг
- Адамбергер, Валентин
- Гедда, Николай
- Вундерлих, Фриц
- Богачёв, Владимир Вячеславович

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

 
Oboe.ru с прискорбием сообщает, что сегодня скончался выдающийся и знаменитый, старейший российский педагог-гобоист, академик Российской Академии Музыки им. Гнесиных Иван Фёдорович Пушечников.
Знаменитая оперная дива Анна Нетребко и уругвайский баритон Эрвин Шротт, которые не раз объявляли о своем намерении связать себя узами браками, похоже, решили не устраивать свадебной церемонии.
Вчера его представили музыкантам. Место руководителя оркестра занял 43-летний Константин Владимирович Борков.
Rambler's Top100