Главная Музыкальная история Российские композиторы Исполнители и композиторы Опера и оперные певцы Зарубежные композиторы Интересное о классической музыке Великие композиторы Музыкальный инструмент Начинающим музыкантам Карта сайта Написать нам

ДРАМА - ОПЕРА – РОМАН

Следует, правда, заметить, что барочная драма также отличалась стремлением к всеохватности внешнего и внутреннего, но тут она перенимала принцип эпического отношения к повествованию. О родственности в этом отношении барочной драмы, барочной оперы и рыцарского романа писала Е.С.Черная, еще в 1965 году призывавшая пересмотреть утвердившиеся в музыковедении критические взгляды на такого рода драматургию[14]. Эпическое в подобных произведениях превалировало над собственно драматическим и, пожалуй, над лирическим тоже, поскольку авторы стремились не к внушению зрителям или читателям какой-то одной идеи и тем более не к самовыражению в романтическом смысле слова, а к сотворению некоего мира, где всё возможно и ничто не лишне. Не случайно любимейшие сюжеты и персонажи барочных опер чаще черпались не из современного им драматического театра, а из эпоса - прежде всего из рыцарских поэм и рыцарских романов. Трудно сосчитать, сколько раз появлялись на оперных сценах персонажи поэм Ариосто (Орландо, Альцина, Руджеро, Брадаманта) и Тассо (Ринальдо, Армида, Танкред); нередким гостем подмостков был и легендарный Амадис Гальский. В тех случаях, когда первоисточником либретто была собственно драма (например, “Альцеста” Люлли на текст Кино), ей придавалось специфически романное наклонение: пресловутые “три единства” приносились в жертву увлекательной “конфузии” интриг, красочным переменам декораций и интерьеров, пышности вставных дивертисментов и т.д.

Вполне возможно найти и другие аналогии между оперой и романом в различные периоды исторического сосуществования жанров: плутовской роман - интермедии слуг - комическая опера; философско-утопический роман - философская опера-сказка[15]; исторический роман - историческая опера, и так далее, вплоть до параллелей между романом в форме “потока сознания” и монооперой.

Сказанное не означает, что мы вознамерились во что бы то ни стало опровергнуть очевидные связи между оперой и драмой или отказать драматическому театру в магической силе, действующей вопреки всем умозрительным концепциям. Театр всегда оставался окном в особый мир, который иногда лишь притворялся похожим на наш. Но музыкальный театр даже не притворялся: он с самого начала обращался к той реальности, которую, как говорится, ни в сказке сказать, ни пером описать.

И тем не менее для достижения такого результата в опере использовались вполне поддающиеся изучению приемы и средства. Мы остановимся на тех из них, в которых обнаруживается названная выше общность.


Другие статьи по теме:

- Видеман, Олег Александрович
- Виндгассен, Вольфганг
- Басков, Николай Викторович
- Вартель, Пьер Франсуа
- Ансельми, Джузеппе

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

 
Oboe.ru с прискорбием сообщает, что сегодня скончался выдающийся и знаменитый, старейший российский педагог-гобоист, академик Российской Академии Музыки им. Гнесиных Иван Фёдорович Пушечников.
Знаменитая оперная дива Анна Нетребко и уругвайский баритон Эрвин Шротт, которые не раз объявляли о своем намерении связать себя узами браками, похоже, решили не устраивать свадебной церемонии.
Вчера его представили музыкантам. Место руководителя оркестра занял 43-летний Константин Владимирович Борков.
Rambler's Top100