Главная Музыкальная история Российские композиторы Исполнители и композиторы Опера и оперные певцы Зарубежные композиторы Интересное о классической музыке Великие композиторы Музыкальный инструмент Начинающим музыкантам Карта сайта Написать нам

ДРАМА - ОПЕРА – РОМАН

Описание и анализ . Новоевропейский роман впитал в себя не только эпос, но также и лирику, и - в какой-то мере - драму. Эпос - это в первую очередь “широкое дыхание” формы и всеохватность содержания, однако в самом прямом смысле слова эпос - рассказ, повествование, и в романе повествовательная техника сделалась основой поэтики жанра. На протяжении истории эпоса менялись объекты описаний (мы уже упоминали о том, что в древнем эпосе очень подробно описываются вещи, но крайне лаконично - портреты персонажей и пейзаж); к ХIХ веку роман “научился” описывать едва ли не все внешние и внутренние приметы человеческой жизни. Портрет приобрел не просто индивидуальную конкретность, а подчеркнутую характерность и даже психологическую изощренность; архитектура и пейзаж также стали подчиняться доминирующей образности и настроению произведения, насыщаясь тонкими наблюдениями и достоверными подробностями. Человек в романных описаниях вышел на первый план: лицо, мимика, фигура, движения - с этими чертами персонажа читатель нередко знакомится прежде, чем автор сообщит ему имя и биографию героя. Иногда кажется, что романисты даже слишком увлекались физиогномикой или описаниями одежды действующих лиц, вплоть до цвета чулок или материала платья, однако все эти детали и создавали ощущение полного знания автором жизни своих персонажей и вызывали доверие к его осведомленности. В конце ХVIII - ХIХ веках в романах, созданных на историческом материале, в описания непременно входит “портрет “ эпохи, в которой разворачивается действие. В драме такие любовно выписанные подробности в полной мере были невозможны, они находили себе прибежище в авторских ремарках и - косвенно - в диалоге действующих лиц.

Романная описательность вроде бы никак не связывается в наших представлениях с поэтикой оперы, однако в данном случае впечатление обманчиво: она присутствует, причем присутствует именно в музыке, и больше в инструментальных эпизодах, чем в вокальных. Увертюра или вступление, ритурнели в ариях, танцы и пантомимы, симфоническое сопровождение речитативов, антракты и интермеццо - всё это по сути формы музыкального рассказывания о внешних обстоятельствах или внутренних (психологических) мотивах совершающегося действия. До ХIХ века в опере, как правило, не стремились точно воссоздать исторический или этнографический колорит, довольствуясь весьма условными “востоком”, “варварством”, “древностью” и т.д., но тем не менее в либретто четко указывалось, что действие происходит во дворце или в темнице, в сельской местности или у врат Аида, и это не могло не отражаться в музыкальном языке, где сложились определенные и в то же время допускавшие индивидуальные трактовки топосы (буря, битва, пастораль, торжественный покой царских чертогов, адские вихри и др.). Французской опере эти красочные оркестровые “описания” более свойственны, чем итальянской, однако и там они представлены, пусть реже и лаконичнее; во второй половине ХIХ века различие национальных школ в данном отношении почти сглаживается .


Другие статьи по теме:

- Видеман, Олег Александрович
- Басков, Николай Викторович
- Гарсиа, Мануэль (старший)
- Виндгассен, Вольфганг
- Вильясон, Роландо

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

 
Oboe.ru с прискорбием сообщает, что сегодня скончался выдающийся и знаменитый, старейший российский педагог-гобоист, академик Российской Академии Музыки им. Гнесиных Иван Фёдорович Пушечников.
Знаменитая оперная дива Анна Нетребко и уругвайский баритон Эрвин Шротт, которые не раз объявляли о своем намерении связать себя узами браками, похоже, решили не устраивать свадебной церемонии.
Вчера его представили музыкантам. Место руководителя оркестра занял 43-летний Константин Владимирович Борков.
Rambler's Top100