Главная Музыкальная история Российские композиторы Исполнители и композиторы Опера и оперные певцы Зарубежные композиторы Интересное о классической музыке Великие композиторы Музыкальный инструмент Начинающим музыкантам Карта сайта Написать нам

ДРАМА - ОПЕРА – РОМАН

Если вернуться к опере ХVIII века, то ритурнели, вступления и заключения в ариях представляют собой не менее любопытное явление, имеющее аналогии в поэтике романа, но не драмы. Обычно говорят, что вступление к арии выражает ее основной аффект (набор которых в риторическую эпоху был не столь уж обширен), и это, разумеется, верно, как верно и то, что великие композиторы умели придавать аффектным характеристикам индивидуальное наполнение, создавая неповторимые образы. Однако в таком случае ритурнели напоминают нам портреты героев - портреты вполне в духе ХVIII века: то величественные изображения в полный рост и при всех регалиях, то поэтические образы на фоне идиллической природы или прекрасной архитектуры, то даже прелестные “головки”, резкие “силуэты” и т.п. Как и портрет ХVIII века, ария балансирует между парадностью и интимностью, между похвалой изображаемому и отображением его души.

В ритурнелях присутствует и эмблематика - область барочной культуры, на которую в отечественном музыковедении стали обращать внимание лишь недавно (в частности, анализом эмблематики в произведениях И.С.Баха занималась М.Н.Лобанова)[16]. Компоненты барочной эмблемы - “изображение”, “надпись” и “подпись” - выявленные исследовательницей в ряде духовных произведений И.С.Баха, можно обнаружить и в оперной музыке, связь которой с подобного рода “ученостью” не столь очевидна. Так, например, в известной арии главного героя из первого акта оперы Генделя “Юлий Цезарь в Египте” концертирует валторна. Почему именно валторна, невозможно ответить, не зная текста арии и сценической ситуации. Текст состоит из двух частей. Первая (“Va tacito e nascosto”), с точки зрения эмблематики, представляет собой надпись: “Молча и скрытно ступает хитрый охотник, когда желанна добыча”. Следовательно, валторна является здесь главным компонентом эмблематического изображения: перед нами - сцена охоты. Но изображается не только один из атрибутов (охотничий рог), а вся ситуация: ритмика создает ощущение пружинистых шагов, вступающий же голос имитирует мелодию валторны, как бы “охотясь” за нею и соревнуясь в ловкости. Есть, однако, и подпись, раскрывающая аллегорический смысл этой картины - текст второй части арии: “А тот, кто замышляет злодеяние, страстно желает не выдать своего коварства”[17]. Смысл в данном случае весьма неоднозначный: Цезарь знает, что царь Птолемей приготовил ему западню, но и сам он не прочь “поохотиться” на Птолемея, так что оба хитрят и скрытничают, и неясно, кто охотник, а кто добыча. Ария, конечно, останавливает действие, и это не всегда по нраву постановщикам и зрителям, привыкшим к динамичной драматургии. Однако она ни в коей мере не является вставным концертным номером, заключая в себе и наглядное изображение, и анализ ситуации, и фиксацию определенного психологического ощущения.


Другие статьи по теме:

- Вильясон, Роландо
- Доминго, Пласидо
- Альва, Луиджи
- Богачёв, Владимир Вячеславович
- Аббасов, Азат Зиннатович

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

 
Oboe.ru с прискорбием сообщает, что сегодня скончался выдающийся и знаменитый, старейший российский педагог-гобоист, академик Российской Академии Музыки им. Гнесиных Иван Фёдорович Пушечников.
Знаменитая оперная дива Анна Нетребко и уругвайский баритон Эрвин Шротт, которые не раз объявляли о своем намерении связать себя узами браками, похоже, решили не устраивать свадебной церемонии.
Вчера его представили музыкантам. Место руководителя оркестра занял 43-летний Константин Владимирович Борков.
Rambler's Top100