Главная Музыкальная история Российские композиторы Исполнители и композиторы Опера и оперные певцы Зарубежные композиторы Интересное о классической музыке Великие композиторы Музыкальный инструмент Начинающим музыкантам Карта сайта Написать нам

ДРАМА - ОПЕРА – РОМАН

Можно привести и пример из творчества композитора, уже не столь непосредственно связанного с традицией барочной оперы, но развивавшего некоторые ее достижения. Речь идет о Моцарте. Жанровая основа его арий и солирующие в них инструменты исходят, несомненно, из барочных принципов эмблематики, но идут в психологическом и стилистическом отношении гораздо дальше. Возьмем известнейшую арию Сюзанны из последнего акта “Свадьбы Фигаро” (“Deh vieni, non tardar”) и вспомним сценическую ситуацию: служанка, переодетая в платье своей госпожи, ожидает в ночном парке свидания с Фигаро. Описать всю атмосферу этого момента средствами чисто разговорной драмы было бы не под силу даже перу Бомарше. У Моцарта такое описание доверено музыке. Чтобы перевести дух и дать выход любовному томлению, Сюзанна поет лирическую сицилиану - поет и о себе, и не о себе, ибо текст - серенадного характера и явно обращен к даме, а не к кавалеру (“o gioja bella”). В чужое платье переодето не только тело Сюзанны, но и ее душа (до сих пор в партии задорной героини не было ни одной медленной созерцательной арии - она всегда пела в движении), и даже голос (здесь появляются почти контральтовые низы, которые не всем певицам-сопрано под силу). Появляется опять-таки не свойственная бойкой субретке изысканность манер - музыкальные фразы симметричны, но не квадратны (3+3+3 тактов). Наконец, инструментовка: в оркестре солируют гобой, фагот и флейта. Намек на любовный “треугольник”? Может быть. Но еще вернее - указание на жанр серенады, исполняемой в сопровождении деревянных духовых под открытым звездным небом. И здесь присутствует как “пейзаж” , отчасти природный, отчасти искусственно созданный[18], так и идеальное представление Сюзанны о галантной любви, непременно облекаемой в изящную форму.

В опере ХIХ и ХХ веков подобные “аналитические описания” ситуаций и чувств персонажей (включая их тайные намерения и неосозданные душевные движения) приобретают еще более очевидный характер, ибо в них проникает принцип симфонизма, знакомый всем нам по трудам Б.В.Асафьева. Но не сродни ли этот симфонизм принципу романной полифонии, открытому М.М.Бахтиным в творчестве Достоевского? И не свидетельствует ли это о том, что роман и опера шли рука об руку, развиваясь от эпических форм к психологическим?..

Диалог и монолог. Оперу и драму внешне роднит диалогический характер их словесного текста, из-за чего иногда возникает искушение приравнять оперу к драме, что, как мы пытаемся доказать, неверно или не всегда верно. На самом деле, соотношение диалога и монолога в опере - это большая проблема, поскольку музыкальное время течет и наполняется совсем иначе, чем драматическое и тем более иначе, чем реальное. С одной стороны, музыкальное время замедленнее (любую фразу всегда быстрее проговорить, чем пропеть), с другой стороны, оно намного концентрированнее и психологически многослойнее, так что словесное высказывание никогда не равно здесь самому себе; каким бы плохим актером ни был тот или иной певец, в самой музыке скрыты смыслы и подтексты, о которых он может и не догадываться. К принципу разговорной драмы - динамичному диалогу с борьбой характеров - опера стала приближаться лишь в ХIХ веке, да и то не переходя границу окончательно и непременно оставляя место для чистого пения и бессловесных симфонических эпизодов[19].


Другие статьи по теме:

- Гедда, Николай
- Ансельми, Джузеппе
- Виндгассен, Вольфганг
- Вундерлих, Фриц
- Доминго, Пласидо

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

 
Oboe.ru с прискорбием сообщает, что сегодня скончался выдающийся и знаменитый, старейший российский педагог-гобоист, академик Российской Академии Музыки им. Гнесиных Иван Фёдорович Пушечников.
Знаменитая оперная дива Анна Нетребко и уругвайский баритон Эрвин Шротт, которые не раз объявляли о своем намерении связать себя узами браками, похоже, решили не устраивать свадебной церемонии.
Вчера его представили музыкантам. Место руководителя оркестра занял 43-летний Константин Владимирович Борков.
Rambler's Top100