Главная Музыкальная история Российские композиторы Исполнители и композиторы Опера и оперные певцы Зарубежные композиторы Интересное о классической музыке Великие композиторы Музыкальный инструмент Начинающим музыкантам Карта сайта Написать нам

ДРАМА - ОПЕРА – РОМАН

Тем не менее и с драмой ХVII - ХIХ веков не всё обстоит так гладко: если в пьесах французских классицистов не бывает чудес и персонажей нечеловеческой природы, то у Шекспира их сколько угодно, да и в романтической драме они нередкие гости - стало быть, действие разворачивается не обязательно “между людьми”. В отношении оперы Дальхауз признавал, что в конфликт могут вовлекаться также боги или рок (и тем самым, вероятно, не желая того, возвращался в русло “мистериальной” теории). Заметим, однако, что даже в самых типичных классицистских драмах огромную роль играют силы, стоящие над людьми; при эстетической невозможности вывести на сцену богов, ведьм, призраков и т.п. эти силы являются в оболочке идей и страстей. Таковы, например, “сверхидеи” чести в “Сиде” Корнеля или долга в “Беренике” Расина. Ими диктуется странное, на обыденный взгляд, поведение героев классицистского театра, легко убивающих или идущих на смерть ради весьма абстрактных принципов: в своем роде эти принципы и есть боги, требующие человеческих жертв.

И тем не менее в тезисах Дальхауза содержится констатация неоспоримой истины: именное “земное” притяжение, именное привязанность к реальности и стремление к правдоподобию отличают новоеропейскую драму от ее античной предшественницы, равно как и от оперы.

Попробуем проследить эти различия, оставив пока в стороне проблематику эпоса и романа.

Роль театра в культуре. В классической Элладе трагическое лицедейство еще носило отпечаток священнодействия. Театральное представление было из ряда вон выходящим событием, праздником для всех граждан данного полиса. Драматургия как умение сочинять пьесы уже сделалось искусством и оценивалось как таковое, однако трагедия как зрелище и переживание не укладывалась в рамки только лишь искусства, преследуя мистериальную цель очищения душ (катарсис) через приобщение к мифу, к истории общего рода, к смерти и бессмертию. Уже в древнем Риме заимствованная трагедия утратила свою сакральность, приобретя академическую подражательность или холодноватый прагматизм. Христианское неприятие лицедейства надолго ограничило развитие послеантичной драмы, а идеологема “игры” оказалась прочно привязанной к театру, который в первую очередь стал рассматриваться как развлекательное зрелище, будь то площадной балаган или изысканные досуги эрудитов. Лишь со временем театр начал претендовать на роль наставника морали и зеркала нравов. В дальнейшем, особенно в ХХ веке, это привело к появлению концепций “театра идей” и “политического театра” (в тоталитарных обществах последний мог почти утрачивать чисто театральную развлекательность, подчиняя себя сугубо идеологическим задачам).


Другие статьи по теме:

- Басков, Николай Викторович
- Гарсиа, Мануэль (старший)
- Виндгассен, Вольфганг
- Варгас, Рамон
- Атлантов, Владимир Андреевич

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

 
Oboe.ru с прискорбием сообщает, что сегодня скончался выдающийся и знаменитый, старейший российский педагог-гобоист, академик Российской Академии Музыки им. Гнесиных Иван Фёдорович Пушечников.
Знаменитая оперная дива Анна Нетребко и уругвайский баритон Эрвин Шротт, которые не раз объявляли о своем намерении связать себя узами браками, похоже, решили не устраивать свадебной церемонии.
Вчера его представили музыкантам. Место руководителя оркестра занял 43-летний Константин Владимирович Борков.
Rambler's Top100