Главная Музыкальная история Российские композиторы Исполнители и композиторы Опера и оперные певцы Зарубежные композиторы Интересное о классической музыке Великие композиторы Музыкальный инструмент Начинающим музыкантам Карта сайта Написать нам

ДРАМА - ОПЕРА – РОМАН

К.Дальхауз обращал внимание на парадоксальность соотношения диалога и монолога в опере и в драме. Внешне эти жанры как бы противоположны друг другу: новоевропейская драма ХVIII - ХIХ веков строится на диалоге, опера же - на арии, то есть на монологе. Однако внутренние обстоятельства гораздо сложнее. Диалоги с наперсниками, столь типичные для классической драмы, по сути являются монологами. И наоборот, собственно монологам присуща диалогическая направленность. Отсюда исследователь делал вывод: “Исходная модель диалога с конфидентом и монолога как выражения расколотого сознания одна и та же. Это драматургическая тенденция, в которой классическая трагедия совпадает с оперой-сериа. И если в опере акцент делается на арии, (а в драме на диалоге), то это не принципиальное, а степенное различие жанров внутри общей системы, основанной на том, что во внутренней драме прежде всего выявляется внешняя субстанция. В основе классической драмы лежит фундаментальное различие классической философии, дихотомия сущности и явления. Обнаруживается же это либо через речь, либо через музыку”[20]. Для оперы, как замечал Дальхауз, важно чувственно переживаемое “настоящее”, а не предыстория момента - отсюда самоценность законченной и замкнутой внутри себя арии и органичность “номерной” парадигмы жанра, воплощающей идею “остановленного мгновения”[21].

Если привлечь для сравнения роман, то у оперы снова окажется больше сходства с ним, нежели с драмой. Как и в опере, в романе диалог второстепенен и двойственен. Диалог как живая прямая речь, как непрерывный обмен краткими репликами с моментальной реакцией на них - достояние романа Х1Х века, испытавшего сильное воздействие театра. В романах ХVII - ХVIII веков диалоги обычно иные: либо они даются в пересказе (когда один герой сообщает другому о своем разговоре с кем-то третьим), либо имеют форму чередования монологических высказываний, четко оформленных в достаточно пространные периоды, что мало похоже на стиль обыденной речи. Ведь для романа тоже важнее не действие само по себе, а описание и анализ вызванных какими-то событиями чувств, мыслей и душевных движений.

Вместе с тем роман очень долго не знал “чистого” монолога, обращенного к своему внутреннему “я” - то есть “монолога сознания”. Романы от первого лица писались еще со времен зарождения жанра (“Золотой осел” Апулея) и во множестве создавались в ХVII и в ХVIII веках. Однако это были скорее “романы о себе”, чем спонтанные излияния “изнутри” человеческой личности (таковы, например, романы Д.Дефо, герои которых откровенно рассказывают о пережитых ими увлечениях и приключениях, но крайне скупо - о своей душевной жизни). К психологическим саморазоблачениям в страстных монологах склонны лишь герои Достоевского, однако это уже весьма поздняя стадия развития новоевропейского романа, предвосхищающая открытия ХХ века.


Другие статьи по теме:

- ДРАМА - ОПЕРА – РОМАН
- Видеман, Олег Александрович
- Виндгассен, Вольфганг
- Гедда, Николай
- Атлантов, Владимир Андреевич

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

 
Oboe.ru с прискорбием сообщает, что сегодня скончался выдающийся и знаменитый, старейший российский педагог-гобоист, академик Российской Академии Музыки им. Гнесиных Иван Фёдорович Пушечников.
Знаменитая оперная дива Анна Нетребко и уругвайский баритон Эрвин Шротт, которые не раз объявляли о своем намерении связать себя узами браками, похоже, решили не устраивать свадебной церемонии.
Вчера его представили музыкантам. Место руководителя оркестра занял 43-летний Константин Владимирович Борков.
Rambler's Top100