Главная Музыкальная история Российские композиторы Исполнители и композиторы Опера и оперные певцы Зарубежные композиторы Интересное о классической музыке Великие композиторы Музыкальный инструмент Начинающим музыкантам Карта сайта Написать нам

ДРАМА - ОПЕРА – РОМАН

Объяснять такое отношение к “лирике” в самом свободном, по сравнению с драмой и с оперой, жанре романа, можно по-разному. Скорее всего, здесь переплелись сразу несколько факторов: и эпическая родословная жанра, и риторическая основа европейской культуры, и диктат этикета в образованных сословиях, для которых (и нередко - которыми) сочинялись романы, и преобладание рационализма в умонастроениях ХVII - ХVIII веков, и влияние многовековых конфессиональных традиций. Так, русскую культуру до ХVIII века определяла ортодоксальная этика с ее приоритетом смиренного служения Богу, и потому ни рыцарский, ни авантюрный, ни галантный роман на русском языке были невозможны. В культуре, проникнутой католицизмом и сохранившей, благодаря традиции латинской учености, четкие рациональные ориентиры, ситуация была иной: то же самое служение Богу могло облекаться не в монашескую рясу, а в рыцарские доспехи, рыцарство же влекло за собой культ героического деяния и культ прекрасной дамы.

Однако при этом самое личной чувство - любовь - представало всецело регламентированным и подчиненным этикету и ритуалу (эта линия прослеживается в романской культуре начиная от “Ars amandi” Овидия до “судов любви” при галантных дворах Средневековья и Ренессанса, таких, как, например, дворы Алиеноры Аквитанской и Маргариты Наваррской). Для углубления в себя и свои переживания почти не оставалось места, ибо в культуре практически не существовало сферы, на которую не распространялось бы представление о норме. В “Дон Кихоте” Сервантеса эта ситуация доведена до поучительного абсурда: всякому странствующему рыцарю полагается поклоняться прекрасной даме, а если таковой у него нет, ее надлежит создать - без этого рыцарь не рыцарь. Правда, существовала традиция исповедального повествования, где можно было откровенно выговориться, но произведения такого рода возникали очень нечасто (после “Исповеди” Блаженного Августина и вплоть до “Исповеди” Руссо - считанные единицы), к тому же они не принадлежали или не вполне принадлежали к собственно беллетристике.

Ренессанс с его религиозным вольномыслием и Реформация с ее новой идеологией создали новую культурную ситуацию: конфессиональное единство Западной Европы рухнуло, и появилась - пусть теоретически - возможность выбирать себе веру и формы благочестия. Протестантизм декларировал право каждого верующего напрямую обращаться к Богу, что не могло не усилить элемента самоанализа в сознании тысяч и тысяч людей. Для протестантской этики, подробно описанной в классическом труде М.Вебера, характерны не только установки на прагматизм и предприимчивость в реальной жизни, но и установка на строгий самоконтроль в жизни душевной: что я чувствую и думаю, почему, хорошо это или плохо, и т.д. Понятно, что там, где протестантизм принимал жесткие и пуританские формы, никакой “лирики” из этого развиться не могло. Но там, где он был либеральнее, последствия для художественной культуры оказались чрезвычайно значительными. Это и шекспировский театр (гамлетовский вопрос “Быть или не быть?” мог быть задан только в культуре, допускавшей сомнения и поиски в данной сфере), и английский роман ХVIII века (роман, между прочим, зачастую писавшийся от первого лица и облекавшийся в форму либо писем, либо воспоминаний), и продолжавшие эту линию романы Руссо...


Другие статьи по теме:

- Атлантов, Владимир Андреевич
- Богачёв, Владимир Вячеславович
- Аббасов, Азат Зиннатович
- Адамбергер, Валентин
- Вартель, Пьер Франсуа

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

 
Oboe.ru с прискорбием сообщает, что сегодня скончался выдающийся и знаменитый, старейший российский педагог-гобоист, академик Российской Академии Музыки им. Гнесиных Иван Фёдорович Пушечников.
Знаменитая оперная дива Анна Нетребко и уругвайский баритон Эрвин Шротт, которые не раз объявляли о своем намерении связать себя узами браками, похоже, решили не устраивать свадебной церемонии.
Вчера его представили музыкантам. Место руководителя оркестра занял 43-летний Константин Владимирович Борков.
Rambler's Top100