Главная Музыкальная история Российские композиторы Исполнители и композиторы Опера и оперные певцы Зарубежные композиторы Интересное о классической музыке Великие композиторы Музыкальный инструмент Начинающим музыкантам Карта сайта Написать нам

ДРАМА - ОПЕРА – РОМАН

Впрочем, мы бы не хотели преувеличивать роль протестантизма в формировании нового отношения к личности и к ее самовыражению. Семена этого отношения были посеяны гораздо раньше, хотя обильные всходы дали лишь в ХVII веке, и отнюдь не только в протестантских странах.

Здесь уже упоминалось о параллелях между рыцарским романом и барочной оперой. Но существует и другая подобная пара: квазиисторическая опера-сериа и галантный роман в историческом антураже ХVII и ХVIII веков.

Такие романы, как “Клеопатра” Г.де ла Кальпренеда, “Артамен, или Великий Кир” и “Клелия” М.де Скюдери были чрезвычайно популярны в ХVII веке и ценились даже весьма учеными мужами. Б.Г.Реизов замечал по этому поводу: “Читателям XVII века приятно было представлять себе, как мудрый Сократ или великий Цезарь писали любовные записочки или терзались нежной страстью”[22] . К сожалению, литературоведы обычно не привлекают для сравнения оперу и оперное либретто, между тем проблематика тут общая, причем весьма серьезная, и в музыкальном театре она представлена в более чистом виде.

В романе и опере галантно-исторического характера центром внимания становится один герой (или пара влюбленных героев), и главным событием видится любовь, а история превращается в более или менее красочный фон для детально выписанных и иногда психологически весьма тонких портретов. Политические страсти, борьба за власть, вопросы войны и мира, столь важные в драматическом театре, здесь обретают значение лишь в той мере, в какой имеют отношение к личной жизни героев. В центре, таким образом, становится человек с его внутренним миром, занятый устройством своего частного бытия. Поначалу это великий и всем известный человек, затем - просто незаурядный по душевным задаткам, и наконец - практически всякий, уже не имеющий к политической истории ровно никакого отношения. Так что “любовные записочки” - это не повод для снисходительной иронии. Это знак того, что внутреннему отдается приоритет перед внешним. Душевная жизнь делается весомее исторических событий. Путь жанра лежит от заданного историческими источниками или преданиями образа к неповторимому характеру, от цельного однозначного аффекта - к прихотливо развивающемуся личному чувству, от монолога риторического - к монологу лирическому.


Другие статьи по теме:

- Бочелли, Андреа
- Виндгассен, Вольфганг
- Александрович, Михаил Давидович
- Ансельми, Джузеппе
- Варгас, Рамон

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

 
Oboe.ru с прискорбием сообщает, что сегодня скончался выдающийся и знаменитый, старейший российский педагог-гобоист, академик Российской Академии Музыки им. Гнесиных Иван Фёдорович Пушечников.
Знаменитая оперная дива Анна Нетребко и уругвайский баритон Эрвин Шротт, которые не раз объявляли о своем намерении связать себя узами браками, похоже, решили не устраивать свадебной церемонии.
Вчера его представили музыкантам. Место руководителя оркестра занял 43-летний Константин Владимирович Борков.
Rambler's Top100