Главная Музыкальная история Российские композиторы Исполнители и композиторы Опера и оперные певцы Зарубежные композиторы Интересное о классической музыке Великие композиторы Музыкальный инструмент Начинающим музыкантам Карта сайта Написать нам

ДРАМА - ОПЕРА – РОМАН

Нельзя сказать, что опере все эти тенденции были чужды. Более того, оперный театр (начиная, вероятно, с “Коронации Поппеи” Монтеверди) почти всегда был также и “политическим” театром, и мифологические персонажи только способствовали распознаванию злободневных аллюзий. Опере не надо было обращаться к реальной действительности, чтобы быть актуальной. Однако именно оперный театр унаследовал многие черты своего античного прародителя. Как и античная трагедия, опера изначально была “праздником в празднике”, и в театре царила соответствующая атмосфера - либо торжественная (коронации, свадьбы монархов и т.п.), либо карнавальная. Оставаясь светским искусством, опера вбирала в себя и сакральное начало - это и элемент ее зрелищности (храмовые интерьеры, алтари, статуи богов), и элемент ее драматургии (процессии, ритуалы, молебны), и элемент ее внутренней сущности (господство музыки как всевозвышающего и всеобъемлющего духа Гармонии). В итальянской культуре опера вообще приобрела значение, сравнимое со значением трагедии в античности, ибо оказалась самой естественной формой выражения национального драматического гения и самой общедоступной ареной для борьбы идей и вкусов. Однако и в других странах в Х1Х веке опера сделалась важнейшим компонентом национальной культуры и национального самосознания; недаром залогом успешного существования любой национальной композиторской школы считалось развитие оперы. Подобно античному театру, опера объединяла нацию и общество, воспевая священные для каждого и понятные каждому ценности.

Понимание сценического представления. Древнегреческий театр никогда не ставил перед собой задачу показа реальности как она есть. Между театром и жизнью, театральным действием и его восприятием всегда имелось несколько эстетических “прокладок”, служивших в одно и то же время и усилителями эффектов трагического и комического, и их амортизаторами (накал страстей в драме опосредуется непохожестью актеров в масках и в особых костюмах на людей “с улицы”). Античный амфитеатр под сияющим открытым небом, залитый ярким солнцем и окруженный прекрасной природой или величественной архитектурой, позволял показывать драмы сколь угодно мрачные и кровавые без того, чтобы они вызывали у зрителя чувство подавленности или заставляли его содрогнуться от омерзения (таковы, в частности, “Орестея” Эсхила, “Орест” и “Медея” Еврипида ). В новоевропейском театре, где все обычно разыгрывается в темном замкнутом душном пространстве, трагедия может приобрести привкус отчаяния и безысходности. Понимая это, великие драматурги старались, как правило, каким-то образом “высветлить” финал или в последний момент сделать конец “счастливым” , пусть даже формально. Для оперных либретто “благополучная развязка” (lieto fine) оставалась правилом вплоть до конца ХVIII века - исключения наперечет.

Драматурги-классицисты, как и авторы оперных либретто, придерживались принятого еще в античности запрета на показ в трагедии актов жестокости, убийств и самоубийств. Это правило зафиксировано, например, в “Науке поэзии” Горация:


Другие статьи по теме:

- Виндгассен, Вольфганг
- Альва, Луиджи
- Александрович, Михаил Давидович
- Дюпре, Жильбер
- Ансельми, Джузеппе

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

 
Oboe.ru с прискорбием сообщает, что сегодня скончался выдающийся и знаменитый, старейший российский педагог-гобоист, академик Российской Академии Музыки им. Гнесиных Иван Фёдорович Пушечников.
Знаменитая оперная дива Анна Нетребко и уругвайский баритон Эрвин Шротт, которые не раз объявляли о своем намерении связать себя узами браками, похоже, решили не устраивать свадебной церемонии.
Вчера его представили музыкантам. Место руководителя оркестра занял 43-летний Константин Владимирович Борков.
Rambler's Top100