Главная Музыкальная история Российские композиторы Исполнители и композиторы Опера и оперные певцы Зарубежные композиторы Интересное о классической музыке Великие композиторы Музыкальный инструмент Начинающим музыкантам Карта сайта Написать нам

ДРАМА - ОПЕРА – РОМАН

Правда, в искусстве ХIХ века можно сплошь и рядом наблюдать зазор между идеальной сверхзадачей жанра и конкретным воплощением этой задачи во вполне реалистическом вкусе эпохи. Интересный материал здесь предоставляют авторские ремарки композиторов, касающиеся сценического действия и оформления, а также сохранившиеся изображения режиссерских решений. Так, например, известен рисунок, запечатлевший первую сцену “Золота Рейна” Вагнера не со стороны зрительного зала, а со стороны задника сцены: рабочие с явным усилием катают туда-сюда высокие подставки на колесах, а наверху в грациозных позах возлежат дочери Рейна[5] . В ХIХ веке еще не было мысли о том, что не обязательно показывать плавающих русалок, если в музыке поется о плавании; ведь русалочью пластику можно изобразить и более тонкими средствами - равно как не обязательно заставлять валькирий в буквальном смысле летать, тем более верхом на конях, чтобы вызвать у зрителей и слушателей ощущение полета. Впрочем, подобные эффекты, достигавшиеся обычно при помощи машинерии, всегда были свойственны опере, и в музыкальном театре ХIХ века иной раз не совсем ясно, какова подоплека всех этих оперных полетов, скачек, буйства воды и огня - то ли издержки реализма, то ли продолжение барочной традиции, когда опера была праздничным зрелищем, включавшим в себя всевозможные фокусы и феерии.

Сценический образ, костюм, режиссура. Испокон веков внешний облик и поведение актера на сцене были преднамеренно далекими от бытовых. В древней Греции, как известно, актеры выступали в масках, зримо укрупнявших основной аффект роли и одновременно отчуждавших индивидуальное “я” актера от играемого персонажа (вакхические ритуальные оргии также совершались в масках, позволявших освободиться от излишней застенчивости). В новоевропейском театре маски были вытеснены на периферию (народный театр типа итальянской комедии дель арте), но сходную с ними функцию долгое время выполняли очень сложные, порою причудливые и громоздкие костюмы, в которых вплоть до второй половины ХVIII века выступали даже балетные танцоры. Легче всего критиковать такой костюм за отсутствие исторического правдоподобия и неуклюжесть, однако надо учитывать, что высокие парики и фантастические головные уборы, широкие плащи и пышные кринолины создавали именно такой образ, который соответствовал идеальным представлениям о царственном достоинстве, героической доблести и т.д. В опере ХVII-ХVIII веков великолепные декорации и помпезные костюмы были неотъемлемой частью драматургии целого - драматургии, как правило, эпической и не претендовавшей на динамизм. Такое искусство, выражаясь словами Пушкина, “не терпит суеты”: костюм препятствует как чрезмерно тесному контакту персонажей (довольно трудно герою в украшенном перьями шлеме и складчатом плаще пылко обнять героиню в кринолине!), так и слишком активному сценическому движению. Зато каждый жест становился здесь событием, и немотивированных передвижений по сцене просто не могло быть.


Другие статьи по теме:

- Блейк, Роквелл
- Адамбергер, Валентин
- Ансельми, Джузеппе
- Гедда, Николай
- Гарсиа, Мануэль (старший)

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

 
Oboe.ru с прискорбием сообщает, что сегодня скончался выдающийся и знаменитый, старейший российский педагог-гобоист, академик Российской Академии Музыки им. Гнесиных Иван Фёдорович Пушечников.
Знаменитая оперная дива Анна Нетребко и уругвайский баритон Эрвин Шротт, которые не раз объявляли о своем намерении связать себя узами браками, похоже, решили не устраивать свадебной церемонии.
Вчера его представили музыкантам. Место руководителя оркестра занял 43-летний Константин Владимирович Борков.
Rambler's Top100