Главная Музыкальная история Российские композиторы Исполнители и композиторы Опера и оперные певцы Зарубежные композиторы Интересное о классической музыке Великие композиторы Музыкальный инструмент Начинающим музыкантам Карта сайта Написать нам

ДРАМА - ОПЕРА – РОМАН

Драматический театр, в отличие от оперного, гораздо сильнее стремился к динамизму действия и к зрительному запечатлению психологических реакций персонажей: то, что оперный артист мог показать только посредством голоса, драматический актер должен был сыграть также мимикой и телодвижениями. В результате драма все больше сближалась с реальностью; в режиссуре К.С.Станиславского возникло даже представление о прозрачной “четвертой стене”, отделяющей сцену от зрительного зала - на сцене царит та же самая жизнь, как будто бы не подозревающая о том, что она невсамделишная. И во многом так оно и было. Чуть ли не любая дама, сидящая в зрительном зале театра конца ХIХ - начала ХХ веков, в принципе могла бы встать с места и “войти” в пьесу Ибсена, Стриндберга или Чехова. В пьесе Расина, вероятно, чисто визуально такая подмена тоже была бы возможна (сценический костюм не сильно отличался от аристократического), но александрийский стих французской трагедии требовал особой выучки и особой манеры произнесения, достигавшейся длительными упражнениями, и с ходу включиться в игру было нельзя.

Понятно, что в оперном театре такое сближение вообще невозможно: между сценой и залом здесь не зыбкая граница, а настоящая пропасть. В современных операх, где герои могут быть одеты в повседневное платье, эта пропасть отнюдь не уменьшается, поскольку музыкальный язык таких произведений принципиально не поддается “любительскому” воспроизведению.

Пункт, в котором пути оперы и драмы практически сходятся, это режиссура, точнее, эволюция представлений о том, кто и как должен ставить спектакль и нести ответственность за его эстетическую целостность. Античная традиция, в которой автор пьесы выступал и как актер, и как режиссер, и как директор “труппы”, довольно долго продолжала свое существование и в новоевропейском театре, драматическом и музыкальном. Драматург, играющий на сцене, был довольно типичной фигурой; в опере, правда, поющий композитор встречался лишь изредка (например, Дж.Каччини или И.Маттезон), и в центре стояли фигуры импресарио и капельмейстера, хотя композитор также обычно принимал активное участие в подготовке и проведении спектакля - в роли капельмейстера, дирижера, исполнителя партии чембало и т.д.

К ХIХ веку наметилось разграничение функций драматурга, актера и режиссера (и соответственно, композитора, певца и постановщика); к ХХ веку профессия режиссера эмансипировалась, а в наши дни сложилось понятие “режиссерского” театра, в том числе и применительно к опере. Этот процесс означал признание самоценности сугубо индивидуального, авторского взгляда на произведение. Аналогичные явления развивались в исполнительском искусстве: если в ХVII - ХVIII несочиняющий виртуоз был редкостью, то в ХХ веке редкостью стал сочиняющий (но в таком случае он скорее ощущает себя композитором). В ХVIII веке не было особой специальности дирижера; в ХIХ веке на дирижера как на музыкального “режиссера” стали обращать все больше внимания; в ХХ веке ценность индивидуальной манеры дирижирования возросла настолько, что слушатели стали иногда ходить именно на дирижера, исполняемая же программа сама по себе могла и не вызвать такого интереса.


Другие статьи по теме:

- ДРАМА - ОПЕРА – РОМАН
- Адамбергер, Валентин
- Дюпре, Жильбер
- Александрович, Михаил Давидович
- Блейк, Роквелл

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

 
Oboe.ru с прискорбием сообщает, что сегодня скончался выдающийся и знаменитый, старейший российский педагог-гобоист, академик Российской Академии Музыки им. Гнесиных Иван Фёдорович Пушечников.
Знаменитая оперная дива Анна Нетребко и уругвайский баритон Эрвин Шротт, которые не раз объявляли о своем намерении связать себя узами браками, похоже, решили не устраивать свадебной церемонии.
Вчера его представили музыкантам. Место руководителя оркестра занял 43-летний Константин Владимирович Борков.
Rambler's Top100