Главная Музыкальная история Российские композиторы Исполнители и композиторы Опера и оперные певцы Зарубежные композиторы Интересное о классической музыке Великие композиторы Музыкальный инструмент Начинающим музыкантам Карта сайта Написать нам

ДРАМА - ОПЕРА – РОМАН

Культ режиссуры - торжество новоевропейского принципа свободного самовыражения личности. Опусом становится не только драма или опера как текст, но и весь спектакль, а целью режиссерского творчества - не просто донесение до публики идей, имеющихся в тексте, а диалог с этими идеями. Может быть, потому опера оказалась очень благодатным материалом для “режиссерского” театра, и многие современные выдающиеся режиссеры драматического театра охотно ставили и ставят оперные спектакли (Дж.Стрелер, Л.Ронкони, П.Штайн, Ю.Любимов и др.). Ведь именно в опере значительная часть ее смысла выражается невербально, да и словесный текст, более лаконичный, чем в драме, допускает разные истолкования

В ХIХ веке стремление к реалистической достоверности распространялось и на оперную режиссуру. Если в словесной драме со стороны авторов стало обычным указывать в перечне действующих лиц даже их точный возраст, то в оперных либретто и партитурах, особенно, когда композитор сам писал либретто, очень конкретно описывались декорации, мизансцены, жесты и мимика, вплоть до выражения глаз персонажей (последнее, например, типично для Вагнера). Драматург или композитор словно бы исключали возможность увидеть произведение иначе - ведь такие ремарки входили в авторский текст, в законченный opus. Однако тем самым зрительный ряд драмы или оперы как бы устанавливался раз и навсегда, обрекая режиссеров и публику на лицезрение тех же самых предметов, костюмов, движений. Иногда по разным причинам так оно и происходит (например, спектакль идет на одной сцене в течение десятилетий, или постановщики ставят перед собой целью реконструкцию “аутентичного” спектакля, и т.д.) - но все же очевидно, что подобная консервация внешнего облика той или иной оперы вряд ли входила в намерения композитора и его соавторов.

В ХХ веке возобладала мысль о том, что текст - а тем паче произведение искусства - всегда шире конкретных представлений о нем, пусть даже эти представления принадлежат творцу или эпохе. По отношению к опере это вдвойне справедливо, поскольку опера склонна мифологизировать всё, что попадает в сферу ее действия. Так, например, “Кармен” Проспера Мериме - замечательная романтически-бытовая новелла, где есть и высокие страсти, и экзотический колорит, и точно выписанные реалии, но опера Бизе ”Кармен” - скорее миф, варьирующий множество архетипов: общечеловеческих (свобода - несвобода, мужское - женское, искушение - расплата), новоевропейских (отношение к любви как к высшей ценности в жизни), чисто испанских (неразрывное сопряжение любви и смерти). Всё это можно найти в тексте новеллы, но только музыка возвышает образ Кармен до значения универсального символа - символа, понятного каждому, однако неисчерпаемо многозначному. Отсюда проистекает право трактовать оперу (любую, не только эту) почти сколь угодно свободно в отношении режиссуры, сценографии, костюмов и прочих внешних деталей, ибо внешнее здесь второстепенно.


Другие статьи по теме:

- Гарсиа, Мануэль (старший)
- Богачёв, Владимир Вячеславович
- Бочелли, Андреа
- Блейк, Роквелл
- Басков, Николай Викторович

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

 
Oboe.ru с прискорбием сообщает, что сегодня скончался выдающийся и знаменитый, старейший российский педагог-гобоист, академик Российской Академии Музыки им. Гнесиных Иван Фёдорович Пушечников.
Знаменитая оперная дива Анна Нетребко и уругвайский баритон Эрвин Шротт, которые не раз объявляли о своем намерении связать себя узами браками, похоже, решили не устраивать свадебной церемонии.
Вчера его представили музыкантам. Место руководителя оркестра занял 43-летний Константин Владимирович Борков.
Rambler's Top100