Главная Музыкальная история Российские композиторы Исполнители и композиторы Опера и оперные певцы Зарубежные композиторы Интересное о классической музыке Великие композиторы Музыкальный инструмент Начинающим музыкантам Карта сайта Написать нам

ДРАМА - ОПЕРА – РОМАН

Музыка и поэзия в театре. Название классической работы Ф.Ницше “Рождение трагедии из духа музыки” сделалось крылатым выражением, что не мешает ему сохранять всю глубину и полноту смысла. Музыка в понимании древних греков - мировая гармонизующая сила, но она же - божественная стихия, овладевающая душами и заставляющая безотчетно себе повиноваться. В поэтической словесной ткани греческой трагедии отражаются оба лика музыки: ритмика стиха гармонизует речь, придавая ей необыденную напевность и торжественность, но вместе с тем вносит в словесную (то есть рационально сотворенную) ткань нечто иррациональное, стихийно-завораживающее. Вдобавок музыка постоянно звучала в трагедии и сама по себе: стихи ведь пелись, как хором, так и актерами-солистами, произносившими свои монологи нараспев под аккомпанемент авлоса. Поэтому, например, И.Анненский писал о греческой трагедии в терминах оперы, находя там “арии” и “дуэты” [6]. С исторической точки зрения это, конечно, неверно, но само по себе показательно.

Новоевропейская драма явно двигалась в обратном направлении, от стихов к прозе. В ХVII - ХVIII веках стихи все же преобладали, особенно в классицистской традиции, ориентированной на подражание Корнелю и Расину. У Шекспира подход к этой проблеме чрезвычайно гибок: в его пьесах соседствуют и белый стих (иногда с кадансовыми рифмами), и строфический рифмованный (песни, вкладываемые в уста персонажей), и “высокая” проза (речи трагических героев), и грубый говор простонародья. Однако для того, чтобы при таком разнообразии манер и стилей сохранить внутреннее единство словесной ткани, нужно было быть Шекспиром, и в дальнейшем драматурги, как правило, выбирали что-то одно - либо стихи, либо прозу. В ХIХ веке проза постепенно оттеснила поэзию. И было вполне естественно, что персонажи драматического театра заговорили каждый на языке своего сословия, пользуясь соответствующей лексикой и фразеологией. Принцип индивидуальной характеристики героя через его речь изгнал из драмы риторику, рифмы, различные поэтические тропы, аллитерации и прочие проявления “музыки слова” (ведь никто, в самом деле, не выражается в каждодневном общении стихами или риторическими периодами). Музыка же как таковая оказалась превращенной в отдельный, причем не всегда обязательный, элемент спектакля.

Не случайно одной из проблем новоевропейской драмы (а также режиссуры) стал хор, составлявший первооснову древнегреческой трагедии. Когда речь персонажей сближается с бытовой лексикой, хоровая декламация нараспев выглядит пародийно, а собственно хоровое пение требует не слишком перегруженного идеями и метафорами текста. Время от времени великие драматурги пытались вернуть на сцену хор (“Эсфирь” Расина, “Мессинская невеста” Шиллера, “Фауст” Гёте) - но тут вступали в действие законы первоначального жанра, и новоевропейская драма вновь приобретала черты античной трагедии или религиозной мистерии.


Другие статьи по теме:

- Басков, Николай Викторович
- Богачёв, Владимир Вячеславович
- Доминго, Пласидо
- Аббасов, Азат Зиннатович
- Видеман, Олег Александрович

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

 
Oboe.ru с прискорбием сообщает, что сегодня скончался выдающийся и знаменитый, старейший российский педагог-гобоист, академик Российской Академии Музыки им. Гнесиных Иван Фёдорович Пушечников.
Знаменитая оперная дива Анна Нетребко и уругвайский баритон Эрвин Шротт, которые не раз объявляли о своем намерении связать себя узами браками, похоже, решили не устраивать свадебной церемонии.
Вчера его представили музыкантам. Место руководителя оркестра занял 43-летний Константин Владимирович Борков.
Rambler's Top100