ДРАМА - ОПЕРА – РОМАН Европейскую культуру Нового времени во многом определяли, влияя на менталитет и психологию людей разных стран и разных поколений, три феномена: драма, роман и опера (в ХХ веке появились и другие источники воздействия на умы и души, например, кино, однако о них мы говорить не будем). Этот очерк посвящен взаимопереплетениям и взаимовлияниям трех названных явлений, которые мы для удобства будем именовать просто жанрами - а также анализу их сущностных различий, важных для понимания роли каждого из них в культуре. В центре нашего внимания останется, конечно же, опера, хотя рассуждения о ее природе неизбежно уведут нас от чисто музыковедческой проблематики. К.Дальхауз в своем исследовании “Драматургия итальянской оперы” утверждал: “Если исходить из того, что опера возникла синхронно с драмой Нового времени, драмой Шекспира и Расина, и в историческом смысле ее формы принадлежат к данному контексту, то ясно, что в очерке драматургии оперы следует ориентироваться на пьесу ХУ11 - Х1Х веков, а не на античную трагедию или средневековую мистерию”. Согласно Дальхаузу, новоевропейская драма это 1) сценически представленное, 2) разворачивающееся между людьми действие, 3) которое прежде всего проявляется в языковой сфере и части которого 4) составляют целенаправленное смысловое и мотивационное единство[1] Фактически Дальхауз полемизировал в своих постулатах с “мистериальной” теорией происхождения оперы, аргументированно изложенной в книге Р.Донингтона (хотя нигде не упоминал его имени)[2] . В этой полемике мы склонны разделять точку зрения Донингтона, подробно проследившего влияние неоплатонической философии Ренессанса и топосов орфического мифа на музыкальную драму флорентийцев и на всю оперу ХУ11 века, включая Монтеверди, Перселла и Люлли. Однако и позиция Дальхауза заслуживает внимания, тем более, что сам ученый счел необходимым сделать ряд симптоматичных оговорок. Он предупредил, в частности, что все четыре перечисленных им компонента присутствуют лишь в драме Нового времени (не ХХ века; авангардный театр может обходиться без фабулы, текста и даже без сценического пространства).
Другие статьи по теме: - Аббасов, Азат Зиннатович - Вильясон, Роландо - Александрович, Михаил Давидович - Вартель, Пьер Франсуа - Виндгассен, Вольфганг
Добавить комментарий:
|