Главная Музыкальная история Российские композиторы Исполнители и композиторы Опера и оперные певцы Зарубежные композиторы Интересное о классической музыке Великие композиторы Музыкальный инструмент Начинающим музыкантам Карта сайта Написать нам

История музыки

Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (Palestrina) (около 1525, Палестрина, близ Рима, -2.2.1594, Рим), итальянский композитор, глава римской полифонической школы. В 1544-51 органист и капельмейстер главной церкви г.

Палестрины. С 1551 работал в Риме (в частности, в папской капелле, в церкви

Санта-Мария Маджоре, Сикстинской капелле). Творчество П. связано в основном с духовной хоровой музыкой а капелла. Создал яркие образцы прозрачной, не затмевающей слова, полифонии. Его музыку отличают равновесие полифонических и гармонических закономерностей, спокойное благозвучие целого. Искусству П. чужды драматизм, резкие контрасты (типичные для многих современников П.), оно носит умиротворённый, созерцательный характер. П. добился новой, более ясной и пластичной выразительности в полифонической музыке (преобразил характер вокальной полифонии благодаря выявлению её гармонических возможностей) и тем самым вместе с др. композиторами того времени подготовил стилевой перелом, наступивший на рубеже 16-17 вв. П. написал более 100 месс, около 180 мотетов, гимны, магнификаты, духовые и светские мадригалы.

В эпоху Возрождения. профессиональная музыка теряет характер чисто церковного искусства и испытывает влияние народной музыки, проникается новым гуманистическим мироощущением. Высокого уровня достигает искусство вокальной и вокально-инструментальной полифонии в творчестве представителей

"Ars nova" ("Нового искусства") в Италии и Франции 14 в., в новых полифонических школах - английской (15 в.), нидерландской (15-16 вв.), римской, венецианской, французской, немецкой, польской, чешской и др. (16 в.). Появляются различные жанры светского музыкального искусства - фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, возникший в Италии (Л. Маренцио, Я. Аркадельт, Джезуальдо ди Веноза), но получивший повсеместное распространение, французская многоголосная песня

(К. Жанекен, К. Лежён). Светские гуманистические устремления проникают и в культовую музыку - у франко-фламандских мастеров (Жоскен Депре, Орландо

Лассо), в искусстве композиторов венецианской школы (А. и Дж. Габриели). В период контрреформации ставился вопрос об изгнании многоголосия из религиозного культа, и только реформа главы римской школы Палестрины сохраняет полифонию для католической церкви - в "очищенном", "прояснённом" виде; вместе с тем в искусстве Палестрины нашли отражение и некоторые ценные завоевания светской музыки эпохи В. Складываются новые жанры инструментальной музыки, выдвигаются национальные школы исполнения на лютне, органе, вёрджинеле. В Италии расцветает искусство изготовления смычковых инструментов, обладающих богатыми выразительными возможностями; столкновение различных эстетических установок проявляется в "борьбе" двух типов смычковых инструментов - виолы, бытовавшей в аристократической среде, и скрипки - инструмента народного происхождения. Эпоха В. завершается появлением новых музыкальных жанров - сольной песни, кантаты, оратории и оперы, способствовавших постепенному утверждению гомофонного стиля.

Неоклассицизм, неоклассика, термин, принятый в советском искусствознании и отчасти литературоведении для обозначения различных по социальной направленности и идеологическому содержанию художественных явлений последней трети 19 - 20 вв., которым присуще обращение к традициям искусства античности, искусства эпохи Возрождения или классицизма (в музыке

- также и эпохи барокко).


Другие статьи по теме:

- Галантность и чувствительность в музыке xviii века
- Светская музыка (xix век)
- Музыка в школе
- Цели курса «Музыка для всех и для каждого»
- История музыки

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

 
Oboe.ru с прискорбием сообщает, что сегодня скончался выдающийся и знаменитый, старейший российский педагог-гобоист, академик Российской Академии Музыки им. Гнесиных Иван Фёдорович Пушечников.
Знаменитая оперная дива Анна Нетребко и уругвайский баритон Эрвин Шротт, которые не раз объявляли о своем намерении связать себя узами браками, похоже, решили не устраивать свадебной церемонии.
Вчера его представили музыкантам. Место руководителя оркестра занял 43-летний Константин Владимирович Борков.
Rambler's Top100