Главная Музыкальная история Российские композиторы Исполнители и композиторы Опера и оперные певцы Зарубежные композиторы Интересное о классической музыке Великие композиторы Музыкальный инструмент Начинающим музыкантам Карта сайта Написать нам

Моцарт: мифы и реалии

Разумеется, сочинялось все это очень быстро. Значит, легко? Но результат не выглядит столь уж феноменальным, если посмотреть на списки сочинений современников Моцарта. У него 41 симфония? У Гайдна их 104. Конечно, они написаны за большее количество лет, но большее отнюдь не в два с половиной раза. У Моцарта 15 опер? У Сальери, того самого, который, если верить Пушкину, поверял алгеброй каждую гармонию, опер около 40. Хотя в последний период жизни, длившийся около четверти века, он не сочинил ни одной оперы.

И еще о поверке гармонии алгеброй. Музыка вообще искусство более "технологическое", чем стихосложение. Более того, можно сочинять стихи, не умея отличить ямб от хорея (правда, сам Пушкин не в пример герою своего романа в стихах в поэтических размерах явно разбирался). Но создать более или менее масштабное музыкальное произведение, не имея понятия о контрапункте, об инструментовке попросту невозможно. Полифония же часто основана на математических выкладках, что твоя алгебра. А чтобы сразу же не обмишуриться, нужно, например, знать даже не алгебраические, а вполне арифметические вещи: что скрипка не может сыграть аккорды из восьми звуков, а гобою и двойные ноты недоступны. И это только азы. А сколько всяких технических тонкостей! Представление о том, что Моцарту все эти знания свалились в голову свыше в готовом виде, - романтический миф.

Сначала с ним занимался отец, сам отличный композитор и скрипач. Потом, когда мальчик путешествовал по Европе в качестве "музыкального чуда", сопровождавший его отец не упускал случая взять для сына уроки у виднейших музыкантов и педагогов того времени. В Англии юный композитор и клавесинист совершенствовался у Иоганна Кристиана Баха, известного в истории как "лондонский Бах", в Италии - у падре Мартини, учениками которого были знаменитые музыканты XVIII века. Не говоря уже о том, что Леопольд Моцарт неустанно штудировал с сыном произведения мастеров своего и предшествующего времени. Подчеркиваем, не просто слушал их с ним, а изучал, поверяя их гармонию алгеброй не хуже пушкинского Сальери (кстати, реальный Сальери как раз в этом смысле наверняка был похож на персонажа маленькой трагедии, хотя ядов никому и не подсыпал).

Да, Вольфганг Амадей, судя по его письмам, был не прочь и подурачиться, и в бильярд сыграть (к вопросу о бильярде мы еще вернемся). Но чаще всего после этого он не заваливался спать, а садился за написание очередной партитуры. Заказчики ведь не простили бы проволочки.

Зловредный князь-архиепископ


Другие статьи по теме:

- Музыка в школе
- История музыки
- Светская музыка (xix век)
- Моцарт: мифы и реалии
- Цели курса «Музыка для всех и для каждого»

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

 
Oboe.ru с прискорбием сообщает, что сегодня скончался выдающийся и знаменитый, старейший российский педагог-гобоист, академик Российской Академии Музыки им. Гнесиных Иван Фёдорович Пушечников.
Знаменитая оперная дива Анна Нетребко и уругвайский баритон Эрвин Шротт, которые не раз объявляли о своем намерении связать себя узами браками, похоже, решили не устраивать свадебной церемонии.
Вчера его представили музыкантам. Место руководителя оркестра занял 43-летний Константин Владимирович Борков.
Rambler's Top100